приветствие

Блог о том, что я делаю своими руками... и о том, чему хочу научиться

четверг, 21 марта 2013 г.

Про Анну Каренину и школьную литературу

Пост не рукодельный... так, подумать и поспорить
Все началось с фильма с Кирой Найтли. Долго писать не буду, что-то понравилось, что-то нет.
У Тани замечательный пост про него, и вот тут еще, девочка сравнивает костюмы из разных фильмов "Анна Каренина" почитайте интересно!

Но пост не о кино... Почему что мне запомнилось из детства (я читала АК в 15 лет), что конец не такой, как в фильме... вроде Вронский Анну бросил, и она потом уже под поезд. Скачала книгу... И пропала.... Такого удовольствия от чтения я не получала давно... Эти чувства, вызов обществу, разные подходы в воспитании детей... Даже то, что Долли, когда нервничала, вязала какую-то бесконечную скатерть, ведь это так из жизни) Параллельно выяснила, что все-таки фильм очень точно книге следует в плане сюжета, диалогов (и не очень в плане антуража, костюмов и подбора актеров). И пришла мне в голову такая крамольная мысль...про нашу школьную литературу

   Но сначала предыстория
Я училась 10-11 класс в гимназии с гуманитарным уклоном. У нас было немыслимое количество часов по литературе и еще отдельный предмет "Зарубежная литература" У нас вел колоритный дяденька, который диктовал нам лекции (учебников у нас не было), стоя одной ногой в классе, а второй - в коридоре и покуривая трубку. В классе у нас был камин (электрический). Не читать было нельзя, потому что после прочтения произведения нам устраивали "Угадайки", с вопросами типа: Какое платье было на Н, когда она встретила М, за сколько рублей купил лошадь слуга К.... ну в таком роде)
А на наши сочинения нам писали развернутые рецензии.
Так вот, даже на таких чудесных уроках, мне не интересны были произведения классической русской литературы, тот же Толстой, и Достоевский, да почти все. Интересна была поэзия Серебрянного века, ну и уже книги 20 века, про войну, про Сталинские времена.
А на зарубежке мы изучала "Генералов песчанных карьеров", "Над пропастью во ржи", "Заводной апельсин" и Ремарка, и такие были обсуждения, такие споры в классе!!!
  Теперь мысль!  Зачем в школе навязывают эту классику, если ее не интересно читать подросткам 15-16 лет. Толстой вряд ли писал "АК" или "Войну и мир" для пятнадцатилетних, скорее, для взрослой, думающей, образованной аудитории.
И тот же Достоевский. "Преступление и наказание"  я перечитала совсем недавно, после романа Акунина "ФМ". И тоже было интересно, а в школе казалось нудно. А как в 14 лет можно понять все страдания Онегинской Татьяны (ну когда она призналась в своей любви - еще ладно, а вот почему она потом-то Ленскому отказала? Я вот не понимала в детстве) Мне кажется, до всех этих произведений надо дорасти... Есть много замечательных книг, которые интересно и познавательно читать в подростковом возрасте, и сочинения по ним писать, и обсуждать. Или задача литературы как предмета все-же "впихнуть" обязательный минимум произведений в ребенка, а не развивать его умение размышлять, отстаивать свою точку зрения, выражать мысли устно и на бумаге? Не отбивает ли изучения классики от любви к чтению? Сейчас же не многие молодые люди читают... Или наоборот, школа - единственная возможность прочитать эти книги массово, всем? Хотя, издаются "замечательные " пособия в помощь школьнику: "Краткое описание программных произведений" или "200 сочинений".
Вот скажите, что вы об этом думаете? Мне очень интересно)
 

28 комментариев:

  1. Согласна полностью, сейчас осмысленно перечитываешь нашу классику. Хорошо если повезло с преподавателем и ему удалось хоть что то вбидь в подростковые головы. Мы на уроках просто читали вслух по очереди такие произведения, не до обсуждения уж тут!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, спасибо) Вот и я перечитываю...
      Читать вслух на уроках... блин... ну это же не в первом классе, когда чтению учат... Обидно, что так бывает

      Удалить
  2. Я в старших классах попросила учителя не заставлят ьменя дочитывать Преступление и наказание, потому что мне стали сниться страшные сны... Она разрешили и поставила зачетом сочинение.
    А Мастер и Маргарита до сих пор заставляет вздрагивать от беспокойства..
    Обожала читать Быкова, хоть и тяжело, но вне уроков прочла все его собрание сочинений :)
    Думаю, все-таки, школа дает толчок, а уже нам самим выбирать, в какую сторону идти. А вот обязаловка - это плохо.. Кстати, войну и мир даже по краткому содержанию не осилила ))))
    Безмерно люблю читать до сих пор!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О , у тебя тоже был правильный учитель)
      Я Мастера и Маргариту тоже полюбила со школы, но я бы не относила эту книгу к классике... так же как и Быкова.
      Сгласна с тобой про толчок и собственный выбор! Спасибо, Юля)

      Удалить
  3. Анну Каренину в школьной программе вообще не помню, только Войну и мир. Как большинство девочек осилила только мир:))) Каренину во взрослом возрасте, как и Идиота читала запоем. очень понравилось и много стало понятно. Теперь еще и войну и мир хочу перечитать. Считаю, что для школы эти произведения слишком тяжелые, максимум для внеклассного чтения

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нам Анну Каренину на лето задавали.
      Лана, спасибо за комментарий, надо скачать Идиота)

      Удалить
  4. Школа прививает любовь к чтению, приучает думать над смыслом произведения, я прекрасно всё понимала и читала с упоением, а сейчас нет времени, нет денег и т.д и т.п. А если не заставлять читать в школе то неужели вырастет что-то путное из подрастающего поколения. Ну не сказки же изучать... Единицы, кто потом во взрослой жизни будут читать, сейчас всё заменяет интернет и фильмы, как ни печально, но это так

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оль, ну почему сказки.... Вот я сейчас читаю "Повелитель мух", и думаю, что поздно читаю, надо было в 15)
      А интересно, если тебе в школе читать нравилось, почему бросила? Сейчас же масса бесплатных ресурсов с книгами в интернете, скачал и читай)
      Спасибо за мнение!

      Удалить
    2. Не могу с экрана читать, а покупать.... покупаю но не в том количестве, как хотелось бы. Не знаю, я против упрощения программы, потому что сейчас образование катится..... не будем о грустном. Я не понимаю зачем детям во втором классе изучать биологию и ещё кучу всего чего они не понимают и забудут сразу после получения оценки.

      Удалить
  5. Ох, Юль! Я как раз думаю, что вот такой массой больших, не совсем понятных книг в школьные годы мне и отбило охоту читать :-((( Я то читать ооочень с детства любила, сколько с дедушкой ссорилась из-за того, что дочитывала книжки втихаря с фонариком под одеялом :-)))) а вот в старших классах как-то устала.... Я даже сочинения писала не своими мыслями, а какими-то шаблонами из критики :-)))
    Хорошо еще, что я на последних курсах универа заставила себя купить несколько книжек из школьной программы, которые все же не успела прочитать толком (много чего читали в сокращенном виде по хрестоматиям тогда). Вот тогда я и поняла, что все надо читать в нужном возрасте!!!! Очень много классики перечитала и "перепоняла" во время первой беременности (хотя "Мертвые души" Гоголя так и не осилила :-)))))) Сейчас тоже подумываю почитать немного из того, что было прочитано в школьные годы, наверняка, по-другому восприму :-))

    ОтветитьУдалить
  6. Юля, я тоже училась в гуманитарном) но когда пошла ужасная литература))) в смысле , когда по программе началась Классика, я уже была вся по уши в улице и мальчишках, поэтому ВСЕ сочинения на 5/5 я писала только по рецензиям в начале толстенных книг)))) я сама сейчас от себя в восторге, я не читала ни войну и мир, ни преступление, ни каренину. Всё это я прочла только в университете, причем осознанно и поразилась, нахрена всё это надо было мне читать в школе в 15-16 лет? Жесть.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. не, у нас такое не катило, сразу писал учитель, из какой рецензии (вплоть до номера страницы скатано)
      Лена, спасибо)

      Удалить
    2. Нифига))))) я не копировала. я копирайтела))) я брала штук 5 изданий книг и рецензий - читала только рецензии, понимала в чем суть и что конкретно учителя ждут от меня))) ну типа, кто гуд, кто - антигуд и писала СВОЕ сочинение, СВОИМИ словами. Но не грузила свой юный мозг самой литературой)))

      Удалить
  7. Я сама учитель, три года отработала в старшей школе) Довелось мне преподавать белорусскую литературу. Скажу: определенно школьная программа построена не на возрастных интересах детей-0подростков. И Быкова, замечу, в школьной программе считанные произведения (опальный он писатель в нашей стране). Как нет теперь и Короткевича. Все произведения в школьной программе подчинены одной теме "грамадзянская лірыка". А в 9 классе хочется читать о любви! Вот и нарушали мы с ребятами все программы))) Читали то, что им интересно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, всем бы такие учителя нарушающие программу)))))

      Удалить
    2. Оля, вот ты отчаянная))) Молодец)

      Удалить
  8. Любовь к чтению мне привили родители. Дома была солидная библиотека: классика, современное, на любой вкус и цвет. В школе на уроках литературы изучали классику, а на внеклассном чтении - все, что выходит за рамки. Могу сказать, что Войну и Мир читала 4! раза с удовольствием.. АК - вообще тогда не поняла, от Булгакова была в шоке (сейчас поменяла свое отношение, повзрослела). Считаю, что читать нужно ВСЕ и обязательно перечитывать спустя годы.. Повзрослев, начинаешь видеть книги с другой стороны, по-другому воспринимать героев и события.

    ОтветитьУдалить
  9. Классика... на то она и классика, что должна быть понятна в любом возрасте в разные времена)) Красивый слог, сюжеты незамысловатые, безо всякой пошлости любовь... В школе, по-моему, только "преступление и наказание" сложно воспринимается. А остальное - вполне себе читаемое и довольно интересное)) Но настоящее понимание, конечно, только с возрастом приходит, это точно!

    ОтветитьУдалить
  10. Юль, интересную тему ты подняла. Я вот тоже задаюсь вопросом, зачем в школе изучать такие сильные и взрослые произведения. Ведь есть же интересные книги которые доступны для полного понимания подростками. Произведения достойные, классика, но такая которую способен понять школьник. Я с детских лет очень люблю читать, все свободное время отдавала книгам, но школьную программу терпеть не могла. Исключения, конечно были, но в основном не было никакого желания читать скучные (как мне тогда казалось) книги, или еще хуже ужаснейшим образом сокращенные хрестоматийные варианты. Поэтому, часто ограничивалась просто критикой в хрестоматии. При этом мне всегда хотелось чтобы в программу были включены те книги которые я читала, ведь они были увлекательными, многому учили и заставляли задуматься. А вот "Война и мир" на то время особых эмоций не вызывала. Еще многое зависит от учителя, если он способен заинтересовать в произведении, показать его глубину и красоту, разобрать с учениками каждого героя, то и взгляд на книгу будет совершенно иным. Хотя, даже не смотря на то что у нас была такая учительница, в 15-16 лет нельзя понять всю глубину той же "Анны Карениной". Мне все же кажется, что главной задачей школы должно быть не впихивание в головы писателей и произведений. Важно привить любовь к чтению, тогда в нужное время в жизни появятся и Толстой, и Достоевский, и многие другие. Конечно же, этим должны заниматься родители, но часто школа напрочь отбивает любовь к книгам.
    А еще, может немножко не в тему, но как мне кажется тоже очень важно. В школе нас не учат говорить. Мы заучиваем правила и параграфы, но часто не умеем правильно выразить свои мысли, свое мнение. Когда я пришла в университет, многие преподаватели жаловались что современные школьники не умеют говорить. Ведь легче пересказать написанное до тебя, а выразить свой взгляд на ту или иную тему уже проблема.
    Прошу прощения за такое количество букв)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мы на литературе разбирали книги, доказывали, спорили на разные темы (почти до драк, до взаимных обид точно). В каждой книге -куча закладок, увеличивающая толщину! Честно, нас учили говорить, понимать и не зубрили мы параграфы! Спасибо учителям!

      Удалить
    2. Я же говорю, многое от учителя зависит. Мы на литературе тоже говорили, но к сожалению я уже после школы видела много ребят которым не так повезло с учителями.

      Удалить
    3. Лена, да за что прощение? Ты так здорово написала! Спасибо тебе!
      И на 100% согласна, что любовь к чтению прививается родителями.
      Аня, однозначно, многое зависит от учителя, тебе, видимо, повезло) Как и мне) И Лене)))

      Удалить
  11. Мыслей много,но времени писать нет, поэтому в паре слов.
    Да, я бы тоже с радостью поменяла бы программу - детям надо читать и обсуждать другую литературу... Но. На все умные замечания у "важных начальников" один ответ - "это классика. ее надо знать любому образованному человеку". :((((
    Так что - увы.
    Мы, правда, АК в школе проходили только "внеклассно" - то бишь в программе она числилась, но обязательно ее читать не нужно было. Скажу честно - я не прочла до сих пор.
    А вот "Войну и мир" мы проходили.... Но я прочла лишь пару глав. Хотя читать любила уже тогда и запоем глотала Дюма и "Проклятых королей". И Преступление и наказание прочла тогда.
    Вот так вот.

    ОтветитьУдалить
  12. Оля, спасибо) Интересно, а чиновники задумываются, что через 5 лет Большинство из этой классики ничего не помнит... Все же тут у нас контингент в блогах пишущий/читающий...
    А в целом???

    ОтветитьУдалить
  13. А я не читала "Анну Каренину". Несколько раз начинала и бросала. Я много чего не читала "Войну и мир", например, Достоевский в мои шестнадцать лет меня никак не вдохновлял. Зато сейчас, когда мне 33, я бы с удовольствием прочитала бы Каренину.

    ОтветитьУдалить
  14. Благодаря школьной программе, я прочитала и "Войну и мир" и "Преступление и наказание", и "Тихий Дон" и т.д. И очень рада этому) Да, в то время все воспринималось иначе, но было время читать, не то что сейчас... Но ведь если эти же книги перечитать, когда будет 40 или 50, наверное, снова все будет выглядеть совсем иначе? За Анну Каренину взялась сознательно, совсем недавно. Тяжело читается, не в плане языка, а вызывает протест какой-то внутренний. Но раз взялась, дочитаю обязательно.

    ОтветитьУдалить
  15. Я согласна, многое зависит от учителя! и родителям нужно обсуждать с ребёнком, что он читает и думает, а не только кормить-одевать :)))
    В школьном возрасте не все понимаешь в классике, но остаётся какая-то зацепка и перечитываешь взрослым... А если убрать классику из программы, так многие дети вообще о существовании этих книг не узнают!

    ОтветитьУдалить

Вам понравилось? Расскажите об этом! Критика тоже приветствуется!